Signet Bank AS Ул. Антонияс 3, г. Рига, LV 1010, Латвия
Телефон: +371 67 080 000 Факс: +371 67 080 001 Э-почта: [email protected]
Понедельник – пятница С 9:00 до 17:30
В феврале коррекция на рынке акций развитых стран продолжилась, хотя, учитывая военный конфликт на Украине и его экономические импликации, процент падения рынков можно считать умеренным. Индекс S&P 500 потерял чуть более 3 процентных пунктов, а общеевропейский Europe Stoxx 600 3,4 процента. Хуже пришлось немецкому DAX (-6,5%) и французскому CAC 40 (-4,4%), а российский рынок и вовсе «покинул чат». Цены на нефть и газ продолжили свой впечатляющий рост, драгоценные металлы в феврале показали хороший результат, а эталонные доходности после роста в начале месяца существенно скорректировались.
Военный конфликт не шокировал и не сбил рынок с толку; реакция участников была скорее ожидаемой, чем панической. Большинство инструментов адекватно отреагировали на ситуацию, особенно те, которые должны были упасть. В сухом остатке мы имеем локальный (на данный момент) военный конфликт, результатом которого стали санкции в отношении российского финансового и корпоративного секторов. Уже сейчас понятно, что основной удар на себя примут основные торговые партнеры России: Нидерланды, Германия, Турция, Англия, Италия, Польша, Франция. Что касается рынка России, тут, пожалуй, комментарии излишни – он, по сути, уничтожен до отмены санкций / смены власти в России / резкого изменения вектора отношений между Россией и Западным миром.
Объемы производства в США выросли в феврале – индекс производственной активности ISM добавил один пункт к своим январским значениям. Кроме того, в феврале возросла и деловая активность: индекс IHS Markit, который отслеживает производственный сектор и сектор услуг, вырос до 56 пунктов в феврале по сравнению с 51,1 месяцем ранее.
Инфляция в Еврозоне поднялась до очередного рекордно высокого уровня и составила 5,8% в феврале. Помимо электроэнергии и топлива, резко выросли цены на продукты питания (на 6,1%). Восстановление экономики Еврозоны набрало обороты в феврале из-за ослабления коронавирусных ограничений: индекс менеджеров по закупкам IHS Markit Flash Composite вырос до пятимесячного максимума, то же произошло и со значением PMI для сферы услуг.
Официальный композитный индекс PMI Китая, объединяющий производство и услуги, составил 51,2 в феврале по сравнению с 50,1 в январе. После новогодних праздников количество новых заказов увеличилось впервые с августа 2020 года. Российское вторжение в Украину, скорее всего, приведет к возникновению проблемных мест в глобальной цепочке поставок, что может увеличить нагрузку на китайских производителей.
Если с «пострадавшими» рынок разобрался довольно-таки быстро, то с ожидаемым ростом цен на защитные валюты и драгоценные металлы рынок временил. Да, золото и серебро добавили в феврале 5,8% и 9% к стоимости соответственно, но нужно понимать, что основной рост пришелся на начало и середину месяца, то есть до начала военного конфликта. Похожая ситуация и с ценами на нефть, которые выросли более чем на 10% в феврале (хотя первые дни марта свидетельствуют о непрекращающемся росте) и газ, которые на лондонской площадке выросли почти на 20% за месяц. Швейцарский франк и японская йена, в свою очередь, практически не изменились в цене.
Доллар США, в целом, следовал нашему уже много раз обозначенному сценарию – протестировал уровни около EUR/USD 1,1500, а затем развернулся и отправился тестировать отметку в 1,1100 пунктов. Мы говорили об уровне поддержки у EUR/USD 1,1000 и теперь, учитывая новую реальность, рынок может попробовать взять штурмом эту зону и в ближайшие недели отправиться к уровням в 1,0600 долларов за евро. Очевидно, что США сейчас гораздо более безопасное место, чем Европа.
Нужно понимать, что на изменение цен влияют и другие важные, но на моменте подзабытые, вещи. Россия – сырьевая страна. Нарушения цепочек поставок, как мы видим на примере Covid-19, в итоге ведут к росту цен. Возможная переориентация с российской нефти, газа, металлов не будет способствовать снижению инфляции как в Европе, так и в США (в меньшей степени). Политика отрицательных или нулевых процентных ставок в такой ситуации означает только одно – инвесторы, в основном кредиторы, получают негативную реальную доходность от своих инвестиций. Пока ФРС и ЕЦБ придерживаются ранее намеченного плана по сокращению своих балансов и денежной массы, а первое увеличение процентной ставки со стороны ФРС планируется в середине марта. ЕЦБ более медлителен и увеличивать ставку в 2022 году не собирается. Все будет зависеть от данных по инфляции и рынку труда. Не удивимся, если главные банкиры решат не спешить с ужесточением денежной политики.
Мы придерживаемся мнения, что война на Украине вряд ли сможет сломить текущий долгосрочный тренд на рынке акций развитых стран. Еще неделю назад мы писали, что (тогда еще) конфликт продлевает начавшуюся в начале года коррекцию и повышенную волатильность, а еще одна волна падения акций выглядела бы «уместной» с точки зрения рыночного контекста и настроений. Рынок акций США в последний четверг февраля «нырнул» под свои январские минимумы, а затем включил режим мощного ралли в пятницу. В понедельник 28-го февраля фьючерсные контракты на индексы американских акций открылись красным, но без видимых панических настроений, а затем уверенно пошли вверх. Обычно это признак того, что рынок «ищет дно», если уже его не нашел.
Мы используем файлы cookie, чтобы сделать Ваш пользовательский опыт еще более удобным. Вы согласны с использованием файлов cookie в соответствии с Политикой приватности?