Signet Bank AS Ул. Антонияс 3, г. Рига, LV 1010, Латвия
Телефон: +371 67 080 000 Факс: +371 67 080 001 Э-почта: [email protected]
Понедельник – пятница С 9:00 до 17:30
Если бы проблемы Covid-19 не было, финансовым рынкам ее нужно было бы придумать. Интересно, что вирус почти не беспокоил участников европейского и американского рынков до самой последней недели февраля, словно они не знали, что вирус станет глобальным. Азиатские биржи также в значительной степени проигнорировали новости о вирусе, потеряв лишь несколько процентных пунктов. Будем немного циничными – ни одна эпидемия в истории никогда не приводила к краху рынка.
С другой стороны, статистика из Китая стала намного более приятной к середине февраля – число инфицированных (как выявленных, так и предполагаемых) начало быстро сокращаться, а число излечившихся расти, так что кризис в этой части мира можно было считать преодоленным. И если это произошло в Китае, в других местах можно ожидать идентичной картины с «запозданием» в несколько недель / месяц. Также участники рынка знали, что вирус обязательно окажет влияние на экономику. Данные по ВВП и другим экономическим показателям будут доступны только через несколько недель или месяцев, но уже первые цифры из Китая стали не очень обнадеживающими. Индекс деловой активности в производственном секторе продемонстрировал исторический минимум в 35,7 пунктов против ожидаемых 45,1 и 50 в прошлом месяце, в то время как индекс непроизводственной сферы упал до 29,6 пунктов против ожидаемых 51,4 и 54,1 в январе месяце. Эти цифры, вероятно, будут разовым событием, что рынок тоже предположительно «заложил в цены», поэтому участникам куда интереснее будет посмотреть на данные за март.
Между тем европейские макроэкономические данные за февраль можно было назвать обнадеживающими. Частный сектор Германии показал стабильные результаты в феврале – рост в сфере услуг замедлился, но все же компенсировал спад в производстве. Агрегированный индекс менеджеров по снабжению (PMI), который отслеживает производственный сектор и сектор услуг, на которые в совокупности приходится более двух третей экономики Германии, сохранил уровни предыдущего месяца. Эти данные свидетельствуют о том, что внутренний спрос остается в хорошем состоянии, при этом активность в секторе услуг продолжает расти, несмотря на сообщения о меньшем количестве туристов. Французская деловая активность в феврале росла быстрее чем ожидалось, поскольку восстановление в сфере услуг после транспортных забастовок в конце прошлого года помогло компенсировать спад производства.
В целом, в феврале экономическая активность в Еврозоне неожиданно достигла самых быстрых темпов роста за шесть месяцев – сектор услуг показал удивительную устойчивость, в то время как производственники боролись с уже известными проблемами. Статистические данные пришли на фоне заявления вице-президента ЕЦБ о том, что сравнительно сильный рынок труда и сверхнизкие процентные ставки оказывают поддержку росту в едином валютном пространстве. Тем не менее политики Европейского центрального банка предостерегли рынки от чрезмерного оптимизма. Экономические отчеты показали, что зона евро все еще хрупка, а коронавирус наносит удар по цепочкам поставок. ЕЦБ также предупредил о потенциальных проблемах в торговле, заявив, что сделка между США и Китаем может стоить Европейскому Союзу потери части экспорта в результате «переориентации торговли», и отметив, что США и ЕС все еще имеют нерешенные проблемы с тарификацией. Кристин Лагард же напомнила, что десятилетие борьбы с кризисом привело к «значительному истощению» арсенала ЕЦБ, и призвала европейские правительства увеличить расходы.
В феврале США показали стабильные темпы потребительских расходов, которые могут поддержать экономику несмотря на опасения по поводу распространения Covid-19. Сильная уверенность потребителей говорит также о том, что самый продолжительный экономический рост за всю историю наблюдений (11 лет) может противостоять внешним факторам, хотя заявлять об этом с уверенностью было бы преждевременно – активность в производственном секторе и сфере услуг США в феврале остановилась. Индекс менеджеров по снабжению упал до 49,4 пунктов в феврале, своего самого низкого показателя с октября 2013 года, сигнализируя о том, что сектор услуг, составляющий примерно две трети экономики США, сократился впервые с 2016 года.
Так как многие регионы Китая ослабляют наложенные в следствии вспышки короновируса ограничения на передвижение, в основных производственных центрах на востоке и юге страны сотни тысяч рабочих-мигрантов возвращаются на работу, а в часы пик увеличивается количество движения на дорогах. Несколько провинций снизили свои меры реагирования на чрезвычайную ситуацию, что позволило повысить гибкость транспорта и помочь фирмам возобновить производство. Естественно, даже теперь уровни производства остаются ниже своих нормальных значений из-за сбоев в цепочке поставок, ограничения спроса и нехватки рабочей силы. Последствия вируса, скорее всего, отразятся и на ближайших к Китаю странах – большинство крупных экономик региона либо существенно замедлятся, либо остановятся, либо резко сократятся в текущем квартале. Близость к экономическому центру региона и созданные торговые отношения означают, что любое замедление второй по величине экономики в мире будет ощущаться практически во всей Юго-Восточной Азии.
Лидеры Китая «просигнализировали» о своих планах быть более «активными» в использовании фискальной политики и проявлять «большую гибкость» в смягчении денежно-кредитной политики. Народный банк Китая освободит часть резервов некоторых коммерческих кредиторов, направив долгосрочное финансирование в экономику, и в ближайшее время рассмотрит возможность корректировки базовой депозитной ставки.
Хаос на рынках начался в третьей декаде февраля, когда Covid-19 «официально перебрался» в Европу и США. В последние 10 дней месяца на рынках акций происходили распродажи величину и скорость которых мы не видели даже в 2018-м году, — достижения рынка за четыре последних месяца были «стерты» за одну неделю. Рынки высокодоходных облигаций последовали их примеру, но здесь падение было несколько приглушенным. Индексы Bloomberg Barclays US Corporate и Pan-European High Yield потеряли около 3% от своих максимальных значений, закончив месяц в минусе на 1,41% и 1,86% соответственно. Премии за риск увеличились на 125 базисных пунктов, но этот негативный эффект был компенсирован снижением доходности эталонных облигаций. Доходности по двухлетним трежерис сделали то, что они обычно делают, когда рынки находятся в режиме паники – прошли все наши «консервативные» цели и на моменте опустились до 0,73%.
Золоту в такой обстановке удалось преодолеть отметку в 1650 долларов за тройскую унцию (один из целевых уровней, о котором мы упоминали несколько раз) и достичь пика на уровне XAU/USD 1689. Металл был перекуплен и ранее, поэтому, не выдержав давления со стороны продавцов, вернул некоторую прибыль, опустившись до минимума в 1563 долларов за унцию. Технически это может означать некоторую паузу в восходящем тренде. Имея большие длинные позиции на руках, рынок может постепенно «разгрузить» еще больше металла, если давление на цену продолжится. Мы упоминали в прошлом месяце, что «стопы» расставлены на уровнях близких к XAU/USD 1440. Было бы неплохо «убрать» эти «стопы» и уменьшить количество длинных позиций, что позволило бы металлу улучшить свои шансы на следующее движение вверх.
В кои-то веки мы могли наблюдать некоторую волатильность на валютном рынке. Мы увидели, что уровень EUR / USD 1.0970 был пробит и уровень 1.0785 был протестирован почти сразу, но затем курс вернулся к нам уже хорошо знакомому торговому коридору. Очевидно, что EUR/USD в 1.1250 является очень важным уровнем, который нужно преодолеть, чтобы подтвердить серьезность потенциала роста.
В начале марта Центробанки наперебой предлагали участникам рынка экстренные меры по противодействию ущербу, причиненному коронавирусом. ФРС понизила базовую ставку на полпроцента на своем экстренном совещании. Также поступили (или, скорее всего, поступят) другие центральные банки по всему миру. Этот факт, а также щедрые слова утешения, похоже, оказывают влияние на настроения участников рынка. Чем это закончится, сказать тяжело, но осторожность будет хорошей рекомендацией на ближайшие кварталы, так как волатильность, похоже, вернется на рынки, как это было в конце 2018 и начале 2019 годов.
Мы используем файлы cookie, чтобы сделать Ваш пользовательский опыт еще более удобным. Вы согласны с использованием файлов cookie в соответствии с Политикой приватности?